?

Log in

No account? Create an account

das_foland


"Откуда я пришел, не знаю..."


Previous Entry Share Next Entry
Премьера «Ханумы» мистического театра «У Моста»
das_foland
Оригинал взят у gurianov_pavel в Премьера «Ханумы» мистического театра «У Моста»

Позавчера имел счастье посетить очередную премьеру пермского театра «У Моста» - «Ханума». Счастье, потому что такого праздника от посещения театра я не ощущал уже многие годы. «У Моста» - театр атмосферный, где вдохновенно воссоздают дух постановки, но в этот раз уникальный пермский коллектив, кажется, превзошёл сам себя. Уже в фойе зрителей встречают женскими и мужскими горскими танцами, а грузинка в национальном костюме угощает пришедших вином.


Сами сцены спектакля перемежаются зажигательной лезгинкой, поставленной под руководством хореографа Муссы Тулпарова.


Спектакль с первых минут веселит остроумными шутками, но минут 5-10 было ощущение, что актеры как бы подбирают ключи к полному контакту со зрителем, как бы пробуют почву под ногами нового для них творческого материала. А ключом, как мне показалось, стала именно та самая блистательная и озорная лезгинка. Я прямо почувствовал, как она что-то переключила в энергетике и актёров, которые вдруг раскрылись, и их понесло, и зрителей, которые открылись, загорелись и стали волнами отдавать энергию на сцену, от чего актёры до конца спектакля играли всё лучше и лучше. Эта круговерть театральных флюидов чувствовалась кожей, запечатлевалась на смеющихся лицах и была практически видна каждому, кому посчастливилось быть на этой блистательной премьере. Всем известен знаменитый телеспектакль «Ханума» Ленинградского БДТ Товстоногова. У Сергея Федотова спектакль получился совершенно другой. Он более динамичен и, не отпуская, держит зрителя в напряжении до самой развязки.


«Ханума» очень важна именно сейчас своими этическим и нравственным посылами, причём, надо заметить, гораздо больше, чем во времена «классической» советской постановки. Ценность труда, страшная сила денег, нелепость чинопочитания, из-за которого люди готовы разрушить жизнь самых близких им людей. Всё это так явно вернулось в нашу жизнь, что требует пронзительного возгласа: «Люди, опомнитесь!». «Ханума» поучает и наставляет ненавязчиво - между шутками, песнями и танцами. Но вслед за водевильным сюжетом каждый зритель унесёт с собой поучительную притчу, расставляющую по своим местам добро и зло, открытость и лукавство, труд и леность. Как это важно в эпоху атакующего постмодерна, стремящего перевернуть всё верх дном в ценностных ориентирах современного человека!


Очень важно, что «Ханума» стала реальным, а не как это часто бывает, показным действием по единению народов. Члены грузинской диаспоры с обожанием смотрели на то, как умостовцы-мужчины лихо отплясывают грузинскую лезгинку, а актрисы демонстрируют невероятную грацию рук в женском грузинском танце. Пермские же зрители сопереживали всему грузинскому народу в лице коллектива театра, мастерски изображавшего грузинский акцент и горячий кавказский темперамент. Нам часто показывают, как руководители администраций различного уровня встречаются с руководителями диаспор или религиозных конфессий на круглых столах или даже масштабных форумах по «укреплению мира и согласия между народами». Но, на мой взгляд, толка от таких спектаклей, как показал «У Моста», в тысячу раз больше, нежели чем от встреч чиновников друг с другом.




Об «У Моста» говорят как, о мистическом театре, то есть соединяющим с определённым духом. То, что было создано вокруг «Хамнумы» вполне можно называть духовной мистерией, где люди не просто смотрели спектакль, а сами участвовали в развернувшихся вокруг них действиях до и после спектакля: танцах, угощении грузинским вином, путешествиях по самым тайным закоулкам театра, превращённых специально приглашённым украинским художником Сергеем Пантелейчуком в таинственные и сакральные хранилища и источники театрально духа.

Отдельной самой настоящей мистерией можно назвать путешествие по комнате страха, где вместо привычных встреч со всевозможными страшилищами вроде вампиров и покойников, участники действия приобщились к сюжетам и духу основных «умостовских» постановок. Участники мистерий прошлого знали, что прошли очищение и, например, обеспечили себе иное место пребывания в загробном мире, нежели непосвящённые. Побывавшие в «У Моста» знают, что стали добрее, мудрее, могут ярче и острее переживать свою жизнь и обязательно и скоро вернуться в этот волшебный, добрый мир настоящего искусства, бережно охраняемый его руководителем Сергеем Федотовым и всем коллективом мистического и мистериального театра «У Моста».