das_foland


"Откуда я пришел, не знаю..."


Previous Entry Share Next Entry
Экономика Китая. Часть четвёртая. Внешние и внутренние инвестиции.
das_foland
Продолжаю публиковать доклад про экономику Китая.

В результате единственной возможностью полноценного использования накопленных «избыточных» китайских финансовых ресурсов, а также производственных и сырьевых мощностей, оказывается внешняя экспансия с прямыми зарубежными инвестициями, а также промышленными и инфраструктурными проектами.


Рисунок 8.

Представляется, что китайский мегапроект, носящий совокупное название «Нового Великого Шелкового пути», родился в большой степени из соображений использования этих недостаточно востребованных в самом Китае финансовых и производственных мощностей.

Мы уже обсуждали в нашей газете проект инфраструктурного коридора, включающего систему железных и автомобильных дорог, а также газопровод и в перспективе — нефтепровод из пакистанского порта Гвадар, на выходе из Персидского залива, — в Китай. Обсуждали мы и китайские инфраструктурные проекты Никарагуанского канала в Центральной Америке между Атлантическим и Тихим океанами, канала Кра между Индийским океаном и Южно-Китайским морем, проект железной дороги, газопровода и нефтепровода из Индийского океана через Бирму(Мьянму) в Китай.

В последние месяцы к этим китайским проектам добавились:

проект сопряжения автодорожной и железнодорожной сети Китая и Евразийского союза, который сейчас обсуждается очень активно и всё более конкретно;

проект скоростной железной дороги из Китая в Иран «Урумчи — Тегеран» через Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Туркмению. Здесь уже прорабатывается возможность продления этой дороги с одной стороны к Персидскому заливу и, с другой стороны, — это тоже не исключается — в Турцию и далее в Европу;

ряд региональных инфраструктурных проектов в Центральной Азии. В частности, развитие железнодорожного сообщения между китайским Кашгаром и странами Средней Азии через Памир, Ферганскую долину и дале;

проект скоростной железной дороги «Будапешт — Белград» между Венгрией и Сербией — здесь контракт уже подписан, строить будут китайские корпорации;

проект скоростной железной дороги между Китаем и столицей Лаоса Вьентьяном на границе с Таиландом, с перспективой продления дороги до Индийского океана;

участие Китая в строительстве скоростной железной дороги «Москва — Казань», включая создание совместного предприятия для производства скоростных поездов для этой дороги;

участие Китая в гидроэнергетических проектах в Албании, Черногории, Боснии и Герцеговине, а также в ветроэнергетических проектах в Македонии, Сербии и Хорватии;

проект создания первой китайской зарубежной военно-морской базы в Джибути на берегу Баб-Эль-Мандебского пролива, на входе в Красное море. То есть на главном морском транзитном пути для нефтяных, газовых, сухогрузных и контейнерных перевозок между Индийским океаном и Европой;

возобновление строительства в Пакистане АЭС с двумя новыми реакторами мощностью 1000 МВт китайской разработки.

Этот — подчеркну, неполный — список показывает, что китайские амбиции глобальной инфраструктурной экспансии очень серьезны. И что они подкрепляются китайским промышленно-технологическим и инвестиционным потенциалом.

В том числе, огромным успешным опытом внутреннего китайского инфраструктурного строительства скоростных автомобильных и железных дорог, крупных портов, промышленных гигантов.

В том числе, финансовыми ресурсами созданных КНР Фонда Шелкового пути ($50 млрд плюс привлеченные инвестиции) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций ($100 млрд плюс привлеченные инвестиции).

В том числе, расчетом на то, что гигантские сбережения китайского населения не будут «лихорадить» спекуляциями внутренний рынок, а будут с пользой применены в китайской глобальной экспансии.

Но масштабы китайской инвестиционной экспансии растут не только в сфере инфраструктуры. Китай наращивает свои зарубежные капиталовложения как через фактически подконтрольный Гонконг, так и напрямую (см. рис. 7).



Знаменательно, что одним из главных инвестиционных направлений для Китая оказывается Латинская Америка, включая Бразилию, Боливию, Венесуэлу, Аргентину и т. д. Здесь идет и огромное китайское инфраструктурное строительство, и постоянный рост числа сделок по слияниям и поглощениям местных компаний китайскими корпорациями.

Но Латинская Америка, конечно же, не единственное направление китайской финансово-экономической экспансии. Китайские корпорации приобретают промышленные и иные активы в США (это, например, покупки с целью приобретения технологий компаний сланцевой добычи нефти в Техасе). Китайские корпорации и банки очень много инвестируют в Африке. Так, только что Си Цзиньпин во время визита на Китайско-Африканский инвестиционный форум в южноафриканском Йоханнесбурге пообещал Африке экономическую помощь в размере $60 млрд, в том числе в форме беспроцентных инвестиционных кредитов.

В Европе активность китайских компаний в сделках по слияниям и поглощениям местных фирм и предприятий не менее показательна (см. рис. 8). Как мы видим, только за предыдущие два года китайские компании совершили в Европе почти две сотни сделок по поглощению европейских фирм. И в нынешнем году этот процесс вовсе не остановился. Как недавно объявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, Китай планирует увеличить свои прямые инвестиции в 16 стран Европы вдвое.

Но, подчеркну, такие прямые инвестиции — это не только слияния и покупка активов. Китайские компании приобретают в первую очередь предприятия и фирмы, которые им интересны использованием современных, достаточно высоких, технологий. То есть, по сути, покупают заодно эти технологии. Причем на днях минторг Китая объявил, что прямые (то есть не в фондовые рынки, а именно в производственные активы) зарубежные инвестиции КНР в этом году достигнут $1 трлн.

Продолжение следует.

Автор доклада - Юрий Бялый. Доклад целиком опубликован в №157 газеты "Суть времени". Его можно найти на сайте газеты.



Части доклада:
Экономика Китая. Часть первая. На чём основан рост экономики Китая
Экономика Китая. Часть вторая. Финансовые спекуляции
Экономика Китая. Часть третья. Сокращение мирового спроса
Экономика Китая. Часть четвёртая. Внешние и внутренние инвестиции
Экономика Китая. Часть пятая. Растущая роль юаня

?

Log in

No account? Create an account